Задания ВДКМ 2020

  рейтинг Обяъ задаматер  рейтинг


!!ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ!!

  1. Домашнее задание (то, что Вы должны сделать к семинарскому занятию) объясняется на лекции и предыдущем практическом занятии!!! То есть задание к занятию 2 будет объяснено на лекции 1 и занятии 1
  2. Домашнее задание дополнительно размещается на сайте группы PaRuS. Даже если Вы не были на лекции (пропустили по уважительной причине), это не освобождает Вас от выполнения домашнего задания.
  3. Выполненные письменные домашние задания (эссе, отчеты) в ПЕЧАТНОМ виде сдаются преподавателю, который ведет у Вас практики. Выполненные устные задания (презентации) НЕ сдаются в печатном виде. Все задания (и письменные и устные) дополнительно сдаются в ЭЛЕКТРОННОМ виде – СТАРОСТЕ (!). Староста архивирует все поступившие файлы и единым архивом в день дедлайна отправляет все преподавателю, КОТОРЫЙ ВЕДЕТ ПРАКТИКИ.
  4. Дедлайны. То задание, которое Вы получаете на семинаре, ДОЛЖНО быть сдано к следующему семинарскому заданию. Например, ко второму заданию готовится презентация. Вы ее комментируете на занятии №2 и староста в этот же день отправляет архив преподавателю.
  5. Не стоит использовать задания, выполненные студентами прошлых лет (тем более, что они у нас есть). Во-первых, в этом году мы их изменили. Во-вторых, оценка очень сильно зависит от того, как проходит УСТНАЯ презентация. !!ЛЮБОЙ ПЛАГИАТ (а это не только прямое переписывание) ОЗНАЧАЕТ 0 БАЛЛОВ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕСДАЧИ!!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ 1

Фильмы (дополнительно): «Игры разума» (2001), «Игра в имитацию» (2014), «Человек, который изменил все» (2011)


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 1

Прочитайте/посмотрите короткие тексты/ролики:

* «Что такое «научная революция»?» (Постнаука): https://postnauka.ru/faq/48806

* «Эпистемические интервенции. 7 фактов о «военных действиях» между дисциплинами» (Постнаука): https://postnauka.ru/faq/27198

* «Проблемы определения понятия «научная революция»» (Постнаука): https://postnauka.ru/video/57672


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 2

НЕ забудьте, у вас еще есть тексты для чтения (иногда – просмотра) к лекционному материалу. По ним проходит тестирование на лекциях

* Социология как наука о здравом смысле. Лекция 1 и Лекция 2: https://arzamas.academy/courses/30

* Бандиты и закон: взгляд социолога Вадим Волков о том, как бандиты 1990-х становились бизнесменами: https://arzamas.academy/materials/969

Тест — 2 вопроса, за каждый вопрос до 1 баллу, проводится на лекции.


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 2

 ! Всегда начинайте выполнять домашнее задание с чтения предложенных текстов!

Разбившись на группы по 4-5 чел, провести микро-исследование, сделать презентацию.

1) прочитайте теоретические тексты (обязательные – обязательно, остальные по желанию);

2) примите решение, что станет объектом вашего исследования из списка «Десять явлений и вещей, изменивших мир в последнее десятилетие». Объект исследования не должен повторяться в группах, но может быть расширен или изменен (например, не только iPad, но и планшет вообще как гибрид смартфона и ноутбука);

2) попробуйте ответить – какую социальную и экономическую функцию выполняет это явление/вещь? Придумайте свой вопрос (например, почему беспилотные автомобили больше нравятся пассажирам, чем болтливые таксисты?), но помните об экономической социологии (выбор теоретической рамки за вами, но это должны быть концепции из текстов или упомянутые на лекции);

3) проведите исследование, используя первичные и вторичные данные, подготовьте презентацию (воспользуйтесь шаблоном в разделе «Материалы«).

Литература к теме 2:

* Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности// Экономическая социология. 2002. Т3. №3. С. 44-58: http://ecsoc.hse.ru/2002-3-3.html 

* П.Колозариди. Соцсети и интернет: взгляд социолога. Арзамас (https://arzamas.academy/materials/955)

Критерии оценивания презентации (П2 и остальных):

таблица критерии


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 3

* «Я сам обманываться рад: «Нобеля» по экономике присудили за человеческие глупости»: https://indicator.ru/article/2017/10/09/za-chto-dali-nobelevskuyu-premiyu-po-ekonomike/


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 3

Прочитайте тексты:

* Канеман Дэниэль, Тверски Амос. 2003 (1984). Рациональный выбор, ценности и фреймы// Психологический журнал. Т.24. № 4. С. 31-42: https://baguzin.ru/wp/danielkanemanamostverskiratsiona/

Фильм: «Экспериментатор» (2015)

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: подготовьте отчет по игре (групповое задание)

Критерии оценивания отчета (О3):

таблица критерии отчет


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 4

* Юдин Г. Социология как наука о здравом смысле. Лекция 3: https://arzamas.academy/courses/30/3  

* «Что такое карго-культ, или Как «самолетопоклонники» вредят науке и обществу»: https://theoryandpractice.ru/posts/14751-chto-takoe-kargo-kult-ili-kak-samoletopoklonniki-vredyat-nauke-i-obshchestvu

Дополнительны материалы к лекции 3:
  • Томас Х. Эриксен. Что такое антропология?. НИУ ВШЭ, 2014 (пер. А. Карасевой).
  • Уильям Ллойд Уорнер «Живые и мертвые». Университетская книга, 2000 г. 
  • Гарсия М.-Ф. Социальное конструирование совершенного рынка: голландский аукцион в Фонтен-ан-Солонь// Классика новой экономической социологии. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. 316-344 (можно найти на http://libmonster.ru/)
  • Салинз М. Экономика каменного века. — М.: ОГИ, 1999. 296 с.: http://anthro-economicus.narod.ru/files/Sahlins_Stone_age_economics.pdf

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 4

Прочитайте «Очерк о даре» Мосса И/ИЛИ «Дом, или перевернутый мир» Бурдье. Выпишите 3 наиболее запомнившихся, важных для Вас лично образа из выбранного текста на три бумажки (1/3 листа А4). Приведите цитату из текста, где есть выбранный Вами образ (или отметьте цитату в тексте). Объясните (кратко, в 1 предложении) почему этот образ так важен. Принесите с собой еще 6 пустых бумажки 1/3 листа А4 и текст.

Фильмы: «Валериан и город тысячи планет» (2017); «Аватар» (2009)

Тест от Постнауки: https://postnauka.ru/tests/154845 (сможете ли вы отличить ученого от туриста?)

!!Не забудьте принести отчет по игре!!

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: напишите эссе (индивидуальное задание), дедлайн — две недели

Критерии оценивания эссе (Э4):

таблица эссе


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 5

* Дж.Даймонд. Почему некоторые общества принимают решения, ведущие их к гибели (Коллапс) https://postnauka.ru/longreads/16836

* Хардин. Трагедия общин: https://old.inliberty.ru/library/211-tragediya-resursov-obshchego-polzovaniya

Дополнительны материалы к лекции 5:
  • Колониализм как водораздел экологической истории (https://postnauka.ru/longreads/42153)
  • Й. Радкау. Почему Евразия победила: саммари главной исторической книги десятилетия (https://republic.ru/posts/70626#_=)
  • Дж.Даймонд. Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ. М: Аст, 2016.
  • Карандашные пометки биолога на полях книги Дж. Даймонда «ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ»: http://trv-science.ru/2010/06/08/karandashnye-pometki-biologa/ 
  • Й. Радкау «Природа и власть. Всемирная история окружающей среды» НИУВШЭ, 2015.

Фильм: «Ружья, микробы и сталь» (мини-сериал, 2005)


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 5

  1. Прочитав статью Э.Остром «Теория рационального выбора…», и поделившись на группы по 4-5 чел, примите решение о том, какой ресурс общего пользования вы будет анализировать. Ресурс должен быть в какой-то степени локализуемым (то есть иметь отношение к РДВ).
  2. Обсудите, что будет объектом вашего исследования: озеро, расположенное внутри садового кооператива (вода, рыба, …); участок моря, к которому с одной стороны прилегает свалка, а к другой – поселок (воздух, флора или фауна, …); лес в определенном районе.
  3. Обсудите, насколько рационально используется ресурс. Грозит ли ему «трагедия»? Как решаются экологические и иные проблемы в применении по этому ресурсу? Объясните, почему текущая ситуация именно такова. 
  4. Задайте свой исследовательский вопрос и проведение исследование «случая». Используйте все доступные источники для подготовки отчета по вашему проекту – онлайн ресурсы, интервью с жителями поселка (возможно, с вашими родителями), статьи из СМИ и т.п.
  5. Сделайте презентацию от группы

!!Будьте внимательны. Это задание не про то, что экологические проблемы есть и они возникают из-за того, что кто-то не соблюдает экологическое законодательство, мусорит и вообще «редиска». Более того, в качестве ресурса общего пользования не обязательно выступает природный объект (посмотрите, например, у Остром есть ирригационные системы или альпийские луга для выпаса альпийских коров). Это задание про то, как люди (не) решают проблемы, какие вообще есть способы и почему они (не) работают. Теоретическая рамка задается темой лекции, а не экологами и разными экспертами. Примеры разных ресурсов и проектов можно посмотреть здесь: https://strelkamag.com/ru !!


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 6

* А. Савватеев «Пути развития экономической науки»:  https://postnauka.ru/video/154886

  • Родрик Д. Экономика решает: сила и слабость «мрачной науки» // Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 4. С. 39–59: https://ecsoc.hse.ru/2015-16-4/161224205.html
  • Ч. Уилан. Голая статистика. Самая интересная книга о самой скучной науке. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
  • Д.Ариэли. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010

Фильм: «Код убийства» (2012-2014, сериал, сезон 1)


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 6

  1. Разбейтесь на группы по 4-5 чел. Прочитайте о результатах исследований в области нейэроэкономики на портале https://iq.hse.ru/ (для поиска интересной темы осуществите поиск по ключевым словам: «нейроэкономика», «гормоны», «эмоции»; если и этого мало, то осуществите поиск по слову «мозг»).
  2. Выберите одно законченное исследование, у которого есть авторы и описан ход исследования (текстов на портале при этом может быть несколько; вы также можете поискать материалы об исследовании за пределами портала – например, перейти по ссылке на статью в журнале). Исследование должно соответствовать одной из двух тем: «Физиологические особенности и достижения человека» или «Биологические факторы в экономике» (вы не найдете там исследования с таким названием, вы ищите исследования, которые укладываются в эти «большие темы»).
  3. Сделайте доклад (презентацию) от группы об этом исследовании, используя шаблон для презентаций. Сделайте особый акцент на том, на стыке каких наук ведутся соответствующие исследования, какими методами пользуются ученые. Сделайте дополнительный слайд с вашим размышлениями о том, как развитие таких исследований влияет на реальную экономику, какие этические проблемы могут возникнуть при развитии соответствующих исследований в будущем?

!!Будьте внимательны. Вам не надо самим придумывать метод и данные, писать мотивацию, вам надо «разложить по полочкам» одно чужое исследование (но можно для этого использовать несколько текстов и источников)!!

ТЕМЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ

!!Не забудьте принести эссе по антропологии!!


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 7

*«Изменения как колея: Александр Аузан об экономических болезнях России»:  https://theoryandpractice.ru/posts/8171-auzan

*Новая институциональная экономика (Постнаука): https://postnauka.ru/faq/17317

Дополнительны материалы к лекции 7:
  • Блок, М. 1986 (1942). Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд. Москва: Наука. http://lib.ru/FILOSOF/BLOK_M/apologia.txt  (прочитайте отрывок «Понять настоящее с помощью прошлого»)
  • Грейф  А. 2018. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. М.: Изд. дом ВШЭ

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 7

1.Прочитайте предложенные тексты (см. ниже), разберитесь с ключевым понятием «институты» — исследование этой недели о них.

2.Разбейтесь на группы по 4-5 чел. Используя «лексикон тунеядцев» приведенный на Арзамазе (http://arzamas.academy/materials/676), выберете объект для исследования (не забудьте, что для исследования его надо будет превратить в «предмет», вспомните «принцессу на горошине»!). На основании интервью со старшими родственниками и друзьями семьи, поиска исторических документов (фотографий, семейных архивов), а также предложенной литературы попробуйте:

  • описать, как формировались рыночные институты в советском Владивостоке

Или

  • предположить, как на современные институты, функционирующие во Владивостоке (или вашем родном городе), влияют институты, сложившиеся в советское время.

Отмечайте факторы, которые затрудняют формирование выводов.

  1. Подготовьте презентацию.

!ВНИМАНИЕ! Исследование про фарцовщиков и барахолки во Владивостоке может быть только в одной мини-группе (если будет больше, то мы разделим 8 баллов между всеми или поставим баллы только той, что будет первой)! Лучше, если вы вообще про это делать не будете.

Литература к теме 7:

* Норт Д. 1997.  Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги. Глава 1 (https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6310/6311)


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 8

* Ха-Джун Чанг. Как мы здесь оказались: краткая история капитализма. https://special.theoryandpractice.ru/history-of-capitalism  

Дополнительны материалы к лекции 8:
  • Заостровцев А. 2014. О развитии и отсталости. Как экономисты объясняют историю? — Изд-во Европейского университета (С.1-72)

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 8

Прочитайте тексты:

*Дуглас Норт, Джон Уоллис и Барри Вeйнгаст. 2011 (2009). Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Москва: Издательство института Гайдара (прочитайте предисловие Д.Раскова) (https://vrn-politstudies.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0134/134203.9nn2kk1r9u.pdf)

*«Жизнь в Америке глазами рабов» Шабельников Д. (https://arzamas.academy/mag/422-slaves)

Придумайте 1-2 исторических примера насилия (в понимании Норта, Уолисса и Вейнгаста)

Фильм: «Прислуга» (2011)

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ: напишите эссе на тему «Как связаны власть и экономика?», срок сдачи работы — через неделю после последнего практического занятия


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 9

* «Естественные и гуманитарные науки» (Постнаука): https://postnauka.ru/video/93278

* «К логике демаркации: «зеленая линия» социальных наук» (Постнаука): https://postnauka.ru/longreads/10118


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 9

  1. Прочитайте книгу де Сото «Иной путь».
  2. Поделившись на 5 групп, выберите, какую позицию Вы будете отстаивать. У каждой группы – «свой путь». Т.е. группа доказывает, что книга написана:

1 гр: антропологом(ами)

2 гр: социологом(ами)

3 гр: историком(ами)

4 гр: политэкономом (ами)

5 гр: экономистом(ами)

Свои выводы подтвердите, сославшись на конкретные части книги.

  1. Подготовьте презентацию (используя шаблон!). Теоретическую рамку для этой работы вы подбираете сами на основе материалов всех предыдущих лекций. ВАЖНО! Книга де Сото – это ваши данные, а не теоретическая рамка!
  2. Презентация должна подтверждать ваш вывод и давать представление об исследуемых в книге феноменах, иметь отношение к книге в целом (то есть вы должны ориентироваться во всей книге, а не прочитать кратко или 1-2 главы).

 

Иконки © icons8.ru