Задания ВДКМ

  рейтинг Обяъ задаматер  рейтинг


!!ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ!!

  1. Домашнее задание (то, что Вы должны сделать к семинарскому занятию) объясняется на предыдущем практическом занятии!!! То есть задание к занятию 2 будет объяснено на занятии 1
  2. Домашнее задание дополнительно размещается на сайте группы PaRuS. Даже если Вы не были на лекции (пропустили по уважительной причине), это не освобождает Вас от выполнения домашнего задания.
  3. Выполненные письменные домашние задания (эссе, отчеты) в ПЕЧАТНОМ виде сдаются преподавателю, который ведет у Вас практики. Выполненные устные задания (презентации) НЕ сдаются в печатном виде. Все задания (и письменные и устные) дополнительно сдаются в ЭЛЕКТРОННОМ виде – СТАРОСТЕ (!). Староста архивирует все поступившие файлы и единым архивом в день дедлайна отправляет все преподавателю, КОТОРЫЙ ВЕДЕТ ПРАКТИКИ.
  4. Дедлайны. То задание, которое Вы получаете на семинаре, ДОЛЖНО быть сдано к следующему семинарскому заданию. Например, ко второму заданию готовится презентация. Вы ее комментируете на занятии №2 и староста в этот же день отправляет архив преподавателю.

ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 9 (П9)

Цель – показать значение междисциплинарности, еще раз затронуть важность метода, фальсификации.

1. Прочитайте книгу Э. де Сото «Иной путь». !Обратите внимание на объем (рекомендуем начать читать уже сейчас)! Поделившись на 5 групп, выберите, какую позицию Вы будете отстаивать. У каждой группы – «свой путь». Т.е. группа доказывает, что книга написана:

  • 1 гр: антропологом(ами)
  • 2 гр: социологом(ами).
  • 3 гр: историком(ами).
  • 4 гр: политэкономом (ами)
  • 5 гр: экономистом(ами).

2. Свои выводы подтвердите, сославшись на конкретные части книги. Подготовьте презентацию. Презентация должна подтверждать Ваш вывод и давать представление об исследуемых в книге феноменах.

Для обсуждения: можно ли добавить к исследованию экологическую картину? Что можно было бы изучать в этом случае? Можно ли добавить естественнонаучную картину? Чего тогда не хватает книге?

!Не забудьте принести эссе по теме «Институты и развитие»в печатном виде! (напоминаем, что заголовок эссе должен отражать его суть, основной тезис, следовательно, он у каждого свой)


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 8 (Э8)

Цель – обсудить причины различий в динамике развития отдельных государств, отработать практический навык презентации.

1. Прочитайте обязательные тексты (и можно дополнительный тоже)):

*Норт, Дуглас, Джон Уоллис и Барри Вайнгаст. 2011 (2009). Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Москва: Издательство института Гайдара (прочитайте предисловие Д.Раскова)

*Шабельников Д. «Жизнь в Америке глазами рабов» (https://arzamas.academy/mag/422-slaves)

Заостровцев А. 2014. О развитии и отсталости. Как экономисты объясняют историю? — Изд-во Европейского университета (С.1-72)

2. Подумайте (индивидуально) об исторических примерах насилия.

Фильм «Прислуга» (2011); и др.


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 8 (Т8)

*Ха-Джун Чанг. Как мы здесь оказались: краткая история капитализма https://special.theoryandpractice.ru/history-of-capitalism
* Либерализм в теории международных отношений https://postnauka.ru/video/40006


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 7 (П7)

Цель – обсудить влияние истории на институты +  практический навык поиска и обработки вторичной информации.

Разбейтесь на группы по 4-5 чел. Используя «лексикон тунеядцев» (Arzamas), выберите предмет для исследования. На основании интервью со старшими родственниками и друзьями семьи, поиска исторических документов (фотографий, семейных архивов), а также предложенной литературы попробуйте:

  • описать, как формировались рыночные институты в советском Владивостоке или
  • предположить, как на современные институты, функционирующие в городе, влияют институты, сложившиеся в советское время.

Отмечайте факторы, которые затрудняют формирование выводов. Подготовьте презентацию.

Литература:

Иванова А.С. Магазины «Березка»: парадоксы потребления в позднем СССР. НЛО, 2017 (отрывок –Постанаука. https://postnauka.ru/longreads/75423)

Герасимова Е. Ю. Советская коммунальная квартира как социальный институт: историко-социологический анализ (на материалах Петрограда — Ленинграда, 1917–1991 (диссертация на соискание степени кандидата социологических наук). СПб., 2000 (материал на Арзамас Краткая история жилищного вопроса. https://arzamas.academy/materials/595)

 «Средний класс без сапог»: Анна Немировская о том, почему капитализм в России делает людей несчастными» (материал из T&P: https://theoryandpractice.ru/posts/14795-sredniy-klass-bez-sapog-anna-nemirovskaya-o-tom-pochemu-kapitalizm-v-rossii-delaet-lyudey-neschastnymi )


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 7 (Т7)

*«Изменения как колея: Александр Аузан об экономических болезнях России» https://theoryandpractice.ru/posts/8171-auzan

*Новая институциональная экономика (Постнаука) https://postnauka.ru/faq/17317


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 6 (П6)

Цель – обсудить значение количественных методов и результатов исследований в естественных науках для экономики как науки и хозяйства

  1. Разбейтесь на группы по 3-5 чел. Прочитайте о результатах исследований нейэроэкономики, ведущихся в НИУ ВШЭ https://iq.hse.ru/ (например, о 2D:4D или о работе мозга)
  2. Сделайте доклад (презентацию) от группы на тему (используйте шаблон): «Физиологические особенности и достижения человека» Или «Биологические факторы в экономике»
  3. Сделайте особый акцент на том, на стыке каких наук ведутся соответствующие исследования, какими методами пользуются ученые, как развитие этих исследований влияет на реальную экономику, какие этические проблемы могут возникнуть при развитии соответствующих исследований в будущем?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ 6 

Чарльз Уилан. Голая статистика. Самая интересная книга о самой скучной науке. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Д.Ариэли, “Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения”, Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2010


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 5 (П5)

Цель – обсудить особенности проблемы коллективных действий в управлении ресурсами общего пользования, познакомиться с методом кейс-стади и объектом исследования.

  1. Прочитав статью Э.Остром «Теория рационального выбора…», и поделившись на группы по 4-6 чел, примите решение о том, какой ресурс общего пользования вы будет анализировать. Ресурс должен быть в какой-то степени локализуемым (то есть иметь отношение к российскому Дальнему Востоку).
  2. Обсудите, что будет объектом Вашего исследования: озеро, расположенное внутри садового кооператива (вода, рыба, …); участок моря, к которому с одной стороны прилегает свалка, а к другой – поселок (воздух, флора или фауна, …); лес в определенном районе или что-то другое.
  3. Обсудите, насколько рационально используется ресурс? Грозит ли ему «трагедия»? Как решаются экологические проблемы в применении по этому ресурсу? Объясните, почему текущая ситуация именно такова? Можно поискать интересные «случаи» вот здесь: https://strelkamag.com/ru
  4. Проведите исследование, используя все доступные ресурсы для подготовки  по вашему проекту – он-лайн ресурсы, интервью с жителями поселка (возможно, с вашими родителями), статьи из СМИ и т.п.
  5. Сделайте презентацию от группы

Посмотрите мини-сериал «Ружья, микробы и сталь» (2005)

!Не забудьте принести отчет по эксперименту в печатном виде!

Критерии оценки отчета (Оценка О4)

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 5 (Т5)

* Дж.Даймонд. Почему некоторые общества принимают решения, ведущие их к гибели (Коллапс) (https://postnauka.ru/longreads/16836)

* Колониализм как водораздел экологической истории (https://postnauka.ru/longreads/42153)


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 4 (О4)

Цель — обсудить особенности проблемы коллективных действий в управлении ресурсами общего пользования. Познакомиться с методом кейс-стади и объектом исследования.

Прочитайте обязательный текст:

*Канеман Дэниэль, Тверски Амос. 2003 (1984). «Рациональный выбор, ценности и фреймы»// Психологический журнал. Т.24. № 4. С. 31-42 (dhhse.narod.ru/syllabi/ecopsy/reader/kaneman-tverski.doc)

Посмотрите фильм «Экспериментатор» (2015)


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 4 (Т4)

* Я сам обманываться рад: «Нобеля» по экономике присудили за человеческие глупости (https://indicator.ru/article/2017/10/09/za-chto-dali-nobelevskuyu-premiyu-po-ekonomike/)


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 3 (П3)

Задачи:

•обсудить значение социального контекста в экономических действиях;
•значение разных источников для исследований (вторичные и первичные);
•отработать практический навык презентации

 ! Всегда начинайте выполнять домашнее задание с чтения предложенных текстов!

Групповая работа. Разбившись на группы по 4-5 чел, провести микро-исследование, сделать презентации.

  1. Прочитайте тексты (см. ниже)
  2. Примите решение, какой объект в сети Интернет Вас интересует (это может быть группа в ВК, Фейсбуке, какой-то сайт (Владмама), он-лайн игра, сайт по поиску работы и т.п.).
  3. Попробуйте ответить – какую социальную и экономическую функцию играет этот онлайн-ресурс? (В вашей презентации должен быть ваш исследовательский вопрос!)
  4. Обсудить, какие методы использованы группой для поиска информации (первичные или вторичные)?

TIPS: ! Используйте шаблоны (подсказки) для подготовки презентации (см. в разделе «Материалы»)! Их всего 2 (версии light & hard). Каким из них воспользоваться – ваш выбор и совсем не факт, что он повлияет на оценку. Скорее всего, версию hard вы сможете использовать ближе к концу курса

Тексты для выполнения домашнего задания

* Уолтер Пауэлл, Лорель Смит-Дор. Сети и хозяйственная жизнь// экономическая социология, 2003. №4 (3) https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204949/ecsoc_t4_n3.pdf
* П.Колозариди. Соцсети и интернет: взгляд социолога. Арзамас https://arzamas.academy/materials/955)
В.Вахштайн. Компьютерные игры: взгляд социолога. Арзамас (https://arzamas.academy/materials/947)

Дополнительно: Фильм «Социальная сеть» (2010)

Критерии оценки презентации (Оценка П3-П9)

Безымянный

!Не забудьте принести эссе по Моссу в печатном виде!

Критерии оценки эссе (Оценка Э2)

Критерии Э3 ДКМ


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 3 (Т3)

* Социология как наука о здравом смысле. Лекция 1 и Лекция 2 (https://arzamas.academy/courses/30)
* Бандиты и закон: взгляд социолога Вадим Волков о том, как бандиты 1990-х становились бизнесменами (https://arzamas.academy/materials/969)


ЗАДАНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 2 (Э2)

Задачи:

  • проблематизировать понятие «рыночных» и «нерыночных» отношений;
  • обсудить «бесспорность» и «прямолинейность» эволюции – в т.ч. модернизации/перехода к рынку;
  • отработать практический навык критического чтения «мутных» текстов, написания по ним эссе.

Прочитайте «Очерк о даре». Выберите три наиболее запомнившихся, важных для Вас лично образа и выпишите каждый на отдельный листочек (1/3 листа А4). Про каждый образ на листочке добавьте цитату из текста и объясните (кратко, в 1 предложении), почему этот образ так важен. С собой необходимо принести еще 5 чистых листочков (т.е. всего 8 листочков 1/3 от формата А4, 3 из которых заполнены, а 5 — чистые).

Посмотрите фильмы: «Валериан и город тысячи планет» (2017); «Аватар» (2009).


ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 2 (Т2)

НЕ забудьте, у вас еще есть тексты для чтения (иногда – просмотра) к лекционному материалу. По ним проходит тестирование на лекциях

* Социология как наука о здравом смысле. Лекция 3 (https://arzamas.academy/courses/30)

* Что такое карго-культ, или Как «самолетопоклонники» вредят науке и обществу (https://theoryandpractice.ru/posts/14751-chto-takoe-kargo-kult-ili-kak-samoletopoklonniki-vredyat-nauke-i-obshchestvu)

Тест — 2 вопроса, за каждый вопрос до 1 баллу, проводится на лекции.

Иконки © icons8.ru